Последнее искушение Мела Гибсона
Сложно быть добродетельным христианином в нашем сумрачном мире. Любая попытка сделать добро для кого-то может оказаться поводом для обвинений в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни, антисемитизме, иска-жении истории и преступлении против человечества. Именно в такой ситуации оказался известный актёр и режиссер Мел Гибсон.
Новый фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы" ("The Passion Of Christ"), повествующий о последних 12-ти часах жизни Иисуса Христа перед его распятием, ещё не вышел на экраны, а уже взволновал многих. Еврейская организация "Лига против клеветы" (ADL) считает, что фильм носит откровенно антисемитский характер, укореняя мнение общественности в том, что вина за распятие Христа лежит непосредственно на евреях.
Фильмы на религиозную тематику всегда вызывают неодно-значную реакцию. В конце 80-х немало шуму наделал фильм Марти-на Скорцезе "Последнее искушение Христа". В картине был изло-жен весьма нетрадиционный взгляд на Иисуса Христа, показанного сомневающимся и нерешительным. И у нас, и за рубежом нашлось немало противников этого фильма. Его пытались запретить, бойкоти-ровать показ, некоторые священнослужители гарантировали апока-липсис в момент его премьеры. Правда, все эти скандалы послужили лишь хорошей рекламой фильму, снятому, надо сказать, очень та-лантливо. С другой стороны, любое неканоническое восприятие биб-лейских мотивов может рассматриваться как ересь. В то же время, мало кто знает, что фильм был снят по книге Микоса Казандзакиса, глубоко христианской по духу и стилю. Все сцены, которые блюстите-ли устоев сочли оскорбительными, на самом деле изображают прельщения, являвшиеся в навеянных лукавым видениях умиравше-му на кресте Иисусу. Христос в романе находит в себе силы отверг-нуть наваждение и исполняет свою миссию - умирает, избавляя всех людей от смерти.
Фильм Мела Гибсона запросто может быть причислен к этому ряду богохульных, хотя есть ряд принципиальных отличий. Во-первых, Гибсон известен как один из самых религиозных людей в Голливуде, ведущий к тому же тихую войну с Ватиканом по поводу языка, на котором должна вестись католическая служба, полагая, что надо ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ТРАДИЦИЙ и служить только на латыни (Ватиканом разрешено вести службу на местных языках). Оригинален будет и язык фильма. По замыслу Гибсона все герои будут говорить на языках двухтысячелетней давности - латыни, иврите и арамей-ском. Мел Гибсон объяснил сей неожиданный факт довольно просто: "Просто потому, что так тогда говорили". К слову сказать, насчёт того, что "так говорили" можно поспорить. Историки считают, что по-арамейски говорили в I веке в Иерусалиме и Галилее, но латынь там звучала крайне редко. Понтий Пилат и иудейский первосвященник, к примеру, скорее всего, говорили по-гречески, являющимся на тот момент международным языком. Тем не менее, желание режиссёра окунуть зрителя в ту эпоху очень ценно. Этот момент может принести, пожалуй, гораздо больше головной боли для производителей филь-ма, чем обвинения со стороны ортодоксальных евреев. Ещё в про-шлом году на одной из пресс-конференций Мел Гибсон жаловался, что не может найти американского прокатчика, который согласился бы иметь дело с фильмом на двух "мертвых" языках. "Они думают, что я сумасшедший, и это, может быть, правда. Но, может быть, я гений!" - кокетливо заметил Гибсон. "Идея пришла ко мне в мою пус-тую голову 10 лет назад и постепенно обретала очертания. И вот теперь я имею четкий план. Я думаю, эта история - и вневременная и современная, и, что важно, она происходит в регионе, где и сейчас неспокойно, и сегодня волнения там происходят потому, что история имеет свойство повторяться", - философствовал Гибсон. "Я хочу по-казать человечность Христа и его священный аспект", - завершил он.
Интересен также подбор актёров и литературные источники. Роль Христа играет Джим Кавизл, также известный своей религиоз-ностью. Во время съемок сцены распятия Кавизелю повредили плечо, на что актер отреагировал стоически: "Да, это причиняло мне множе-ство страданий. К счастью, Бог помогал мне!". Несомненной творче-ской удачей было поручить роль Девы Марии великолепной еврей-ской актрисе Майе Моргенштерн, в прошлом приме Еврейского теат-ра в Бухаресте.
Литературными источниками сюжета стали несколько книг, в том числе - "Печальная страсть Нашего Господа Иисуса Христа" свя-той Анны Катерины Эммерих, "Таинственный город Бога" святой Марии из Агреды, а также евангелические тексты. Впрочем, несмотря на неоднократные заявления Гибсона о его стремлении придержи-ваться классической версии смерти Христа, трактовкой этого события остались довольны далеко не все. Ученые-библеисты, с помощью функционеров Еврейской Антидиффамационной Лиги (АДЛ) и Сек-ретариата Экуменических и Межрелигиозных Связей при Конфе-ренции Американских Епископов (USCCB) ознакомились с текстом сценария. Комиссия из девяти видных специалистов заявила, что до достоверной исторической картины там далеко. В этом нет особой вины Гибсона. Сами Евангелия написаны по-гречески и по-разному освещают события последних 12 часов жизни и смерти Иисуса. Еван-гелия написаны между 70-м и 100 гг. Р.Х., через полвека после собы-тий и не соответствуют друг другу. В Евангелии от Матфея Иисус участвует в пасхальной трапезе - седэр, в то время как Иоанн пове-ствует, что Христос умер накануне сэдера. Марк и Матфей повеству-ют о двух ночах суда перед полным составом иудейского Синедриона и драматическом "богохульстве" первосвященника в то время, как у Евангелиста Луки Христа судит с утра простой суд. У Евангелиста Иоанна сцены суда нет вовсе. Помилование Вараввы у Марка - "римский обычай", а у Иоанна - "еврейский". Есть разночтения и в описании последней речи Христа перед распятием, уж не говоря о сценах Воскресения.
Так что, хотел того сам Гибсон или не хотел, но самим фактом постановки фильма он уже вызвал бы огромное количество критиче-ских стрел. Однако, спустя некоторое время, напряжённость несколь-ко спала. Ватикан встал на защиту фильма. Префект ватиканской Конгрегации по делам духовенства кардинал Дарио Кастрильон Ойос опроверг заявления о том, что фильм является антисемитским и мо-жет оскорбить евреев. В интервью итальянской газете "Стампа" кар-динал, уже видевший картину, назвал ее "триумфом искусства и ве-ры", который "приближает людей к Богу". "Этот фильм подводит зри-теля к молитве и рефлексии, к искреннему и одухотворенному созер-цанию", - подчеркнул Ойос. Кардинал признался, что с охотой заме-нил бы некоторые из своих проповедей о Страстях Господних на сце-ны из одноименного фильма. "Одно из самых важных достижений ленты - верное представление как ужаса греха и эгоизма, так и иску-пительной силы любви", - считает прелат.
Интересно отметить, что некоторые американские кинокритики еврейского происхождения выступили в защиту фильма "Страсти". Писатель Дэвид Горовиц назвал фильм "потрясающим произведени-ем искусства" и "впечатляющей режиссерской работой". В защиту фильма выступил и кинокритик Майкл Медвед. Тем не менее, лагерь сторонников Гибсона пока не велик. Многие журналисты, видевшие ленту убеждены, что евреи представлены в ней кровожадными, мсти-тельными и алчными. Сам же Гибсон неоднократно утверждал, что никаких антиеврейских мотивов в его фильме нет.
Казалось бы, после того Церковь отказалась говорить от имени Бога в еврейском вопросе, предоставив Всевышнему самому решать, как иудеи смогут выполнить его волю - через Церковь или как-то ина-че, - и II Ватиканский собор официально снял вину с евреев за смерть Спасителя, больше беспокоиться не о чем. Ан, нет, типично русский вопрос "кто виноват?" в смерти Христа до сих пор не теряет свою актуальность.
"Евреи не могут снова стать жертвами ложного навета в кол-лективной вине за распятие Христа", заявил в письме к Мелу Гибсону раввин Марвин Хайер, директор и основатель Визенталь-Центра. Он пишет, что "более двадцати веков неоправданные обвинения в христоубийстве были главным поводом для антисемитизма и вели к уничтожению и преследованию миллионов евреев". Далее он заверя-ет, что нет никаких претензий на цензуру, перемонтаж или право за-прета фильма о страданиях Христа, имеющего основополагающее религиозное значение для более чем миллиарда верующих христиан.
Чем закончится обсуждение "вечного" вопроса предположить трудно, как и трудно предположить, чем закончится эпопея с филь-мом, станет ли он триумфатором года или же благополучно станет на полку "просто хорошего и качественного кино". По крайней мере, до сих пор не ясно время выхода фильма в прокат. В лучшем случае это будет канун Рождества, в худшем - весна 2004 года. Могут возник-нуть проблемы и с прокатом. Сейчас, по крайней мере, большинство крупнейших голливудских студий не намерены приобретать права на прокат. Руководство студий полагает, что художественная и коммер-ческая ценность фильма не смогут перекрыть те негативные послед-ствия, с которыми могут столкнуться прокатчики. "Даже, если он отра-ботает свой бюджет, он все равно не станет "Титаником", - проком-ментировал ситуацию неназванный глава одной и кинокомпаний.
А пока Гибсону постоянно приходится защищать свою работу и повторять, что цель фильма "вдохновлять, а не оскорблять".
Источник: ПРАВДА.Ру
Пермский театр "У МОСТА"
Адрес: ул. Куйбышева 11, тел. 33-55-66
- 8 февраля - "Похождения Бальзаминова", комедия
- 7 февраля - ПРЕМЬЕРА! Ю. Мамлеев "Свадьба с незнакомцем", темная комедия (19.00, продолж. 2 часа)
- 8, 9 февраля - ПРЕМЬЕРА! Ю. Мамлеев "Свадьба с незнакомцем", темная комедия (18.00, продолж. 2 часа)
- 11 февраля - Ф. Достоевский "Преступление и наказание", версия театра "У Моста" (18.00, продолж. 2.50)
- 12 февраля - Ф. Достоевский "Преступление и наказание", версия театра "У Моста" (19.00, продолж. 2.50)
- 13, 14 февраля - ПРЕМЬЕРА! М. Рощин "Валентин и Валентина", вечная история, реж.-постановщик В. Узун (19.00, продолж. 2 часа)
- 15, 16 февраля - Н. В. Гоголь "Игроки", мистический детектив (18.00, продолж. 1.50)
Пермский академический театр ОПЕРЫ И БАЛЕТА
ул. Коммунистическая, 25, тел. 12-30-87
7 февраля - В. Гуркин "Прибайкальская кадриль", комедия (19.00, продолж. 2.20)
7 февраля - Э. де Филиппо "Филумеца Матурано", комедия (19.00, малый зал, продолж. 2.20)
8 февраля - Г. Ибсен "Кукольный дом", пьеса (18.00, продолж. 3 часа)
9 февраля - С. Аксаков "Аленький цветочек", пьеса-сказка (12.00, продолж. 2 часа)
9 февраля - С. Козлов "Как Львенок и Черепаха песню пели", муз. сказка (малый зал, 15.00, продолж. 1.05)
11 февраля - Б. Шоу "Пигмалион", роман-фантазия (19.00, продолж. 3 часа)
12 февраля - Ф. Саган "Когда лошадь теряет сознание", пьеса (19.00, продолж. 2.50)
13 февраля - В. Розов "В день свадьбы", драма (19.00, продолж. 2.45)
14 февраля - С. Лобозеров "Семейный потрет с посторонним", странная комедия (19.00, продолж. 2.30)
15 февраля - А. Островский "Бешеные деньги", комедия (18.00, продолж. 3.20)
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
16 февраля - Л. Устинов, О. Табаков "Белоснежка и семь гномов", сказка для театра (12.00, продолж. 2 часа)
16 февраля - С. Козлов "Как Львенок и Черепаха песню пели", муз. сказка (малый зал, 15.00, продолж. 1.05)
ПЕРМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Ленина, 53, т. 33.10.92. 33.01.86
7 февраля - В. Гуркин "Прибайкальская кадриль", комедия (19.00, продолж. 2.20)
7 февраля - Э. де Филиппо "Филумеца Матурано", комедия (19.00, малый зал, продолж. 2.20)
8 февраля - Г. Ибсен "Кукольный дом", пьеса (18.00, продолж. 3 часа)
9 февраля - С. Аксаков "Аленький цветочек", пьеса-сказка (12.00, продолж. 2 часа)
9 февраля - С. Козлов "Как Львенок и Черепаха песню пели", муз. сказка (малый зал, 15.00, продолж. 1.05)
11 февраля - Б. Шоу "Пигмалион", роман-фантазия (19.00, продолж. 3 часа)
12 февраля - Ф. Саган "Когда лошадь теряет сознание", пьеса (19.00, продолж. 2.50)
13 февраля - В. Розов "В день свадьбы", драма (19.00, продолж. 2.45)
14 февраля - С. Лобозеров "Семейный потрет с посторонним", странная комедия (19.00, продолж. 2.30)
15 февраля - А. Островский "Бешеные деньги", комедия (18.00, продолж. 3.20)
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
16 февраля - Л. Устинов, О. Табаков "Белоснежка и семь гномов", сказка для театра (12.00, продолж. 2 часа)
16 февраля - С. Козлов "Как Львенок и Черепаха песню пели", муз. сказка (малый зал, 15.00, продолж. 1.05)
Пермский театр ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ
ул. Большевистская, 68, тел. 12-42-76, 12-71-98
ДЕТСКИЕ И ПОДРОСТКОВЫЕ СПЕКТАКЛИ:
8 февраля - М. Варфоломеев "Фантазер Кнок", сказка (11.00, 13.30, продолж. 1.40)
9 февраля - Э. Успенский "Любимая Девочка Дяди Федора", сказка по инсценировке А. С. Володеева (11.00, 13.30, продолж. 1.40)
15 февраля - В. А. Тимошин "Как Баба-Яга сына женила", пьеса-сказка по мотивам русского фольклора (11.00, 13.30, продолж. 1.45)
16 февраля - А. С. Пушкин "Сказка о Золотом Петушке", спектакль (11.00, 13.30, продолж. 1.10)
СПЕКТАКЛИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ВЗРОСЛЫХ:
7 февраля - Пьер Корнель "Лжец", комедия (18.00, продолж. 2 часа)
9 февраля - С. Коробков "Берлиоз", фантастическая симфония для театра в фойе (18.00, продолж. 1.30)
10 февраля - С. Коробков "Берлиоз", фантастическая симфония для театра в фойе (19.00, продолж. 1.30)
11 февраля - "Гроза", театральная фантазия по драме А. Н. Островского (19.00, продолж. 2.40)
12, 13 февраля - Венедикт Ерофеев "Вальпургиева ночь", трагикомедия (19.00, продолж. 2.45)
14 февраля - А. Слаповский "Блин-2", хохмедия (19.00, продолж. 2.15)
ГОТОВИТСЯ К ПОСТАНОВКЕ: Йосеф Бар-Йосеф "Элькино золото"
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР КУКОЛ
Сибирская, 65, т. 45.51.72
24 января - Г. Х. Андерсен 7 февраля - А. П. Чехов "Каштанка", спектакль по рассказам А. П. Чехова (10.30, продолж. 1.15)
8 февраля - С. Маршак "Теремок", сказка (малый зал, 11.00, 13.30, продолж. 50 мин.)
9 февраля - Г. Х. Андерсен "Снежная королева", пьеса В. Тимошина (11.00, 13.00, продолж. 1.30)
9 февраля - "Сказки из чемодана", моноспектакль (малый зал, 13.30, продолж. 50 мин.)
11, 12 февраля - Г. Х. Андерсен "Снежная королева", пьеса В. Тимошина (10.30, продолж. 1.30)
11, 12, 13 февраля - Спектакль для взрослых - А. С. Пушкин "Моцарт и Сальери", сценическая композиция (малый зал, 18.00, продолж. 1.15)
13 февраля - И. Заграевская "Северная сказка" (10.30, продолж. 50 мин.)
14 февраля - С. Маршак "Кошкин дом", сказка (10.30, продолж. 1.20)
15 февраля - С. Маршак "Кошкин дом", сказка (11.00, 13.30, продолж. 1.20)
16 февраля - С. Михалков "Три поросенка", эксцентрическая комедия (11.00, 13.30, продолж. 1.10)
БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА
сцена Пермского Театра Драмы, т. 33.10.92
9 февраля - С. Прокофьев "Ромео и Джульетта", балет в 3-х актах (18.00)
16 февраля - "Балет Толстых": 1 отделение: "RUSSIAN SEDUCTION" (Русский соблазн"); 2 отделение: данс-компани "Бойцовский клуб" шоу-программа "Возьми меня таким…" (18.00)
ТЕАТР ТАНЦА "ЛЯЛЛЕН"
ул. Пушкина, 42, т. 12.97.43
9 февраля - "В поисках затерянного кольца".
16 февраля - "Танкодром".
Начало спектаклей в 12.00.
Цена билетов - 30 руб.
|